Категории каталога

Форма входа

Поиск

Статистика

Наш опрос

Помогает ли наш сайт вам в работе?
Всего ответов: 5
Главная » Статьи » Мои статьи

Биоэтика в фармации – необходимое будущее
Биоэтика в фармации – необходимое будущее

Развитие современной биоэтики кроме теоретико-философских и моральных принципов имеет прикладное значение, например, в применении биоэтических основ создания клинических испытаний лекарств, для формирования социально ориентированного фармрынка и достойного выполнения своей миссии фармацевтическими и медицинскими работниками, результатом которой будет оказание качественной медицинской и лекарственной помощи.

В настоящее время недостаточна роль госструктур, СМИ и общественного мнения в формировании морально-нравственных принципов в работе аптечных работников и врачей.

Новые открытия в области медицинских и фармацевтических наук должны проводиться прежде всего с учетом принципов биоэтики, а не только экономической выгоды.

В последнее время проблемы биоэтики в России находятся в центре внимания научных и педагогических кругов – в ММА им. И.М. Сеченова и других вузах, в ряде НИИ РАН и РАМН. развиваются новые направления в области общей теории биоэтики, происходит дифференциации основных ее разделов.

Отделение «Лекарственные средства и фармацевтическая деятельность» Международной академии информатизации, Научное общество фармацевтов Москвы, ММА им. И.М. Сеченова систематически организуют региональные и международные научные форумы по фармацевтической биоэтике. Понимание необходимости систематических усилий по воспитанию морально-нравственных норм и правил как базиса достойного выполнения миссии фармработника позволило ввести в учебные планы преподавание биоэтики для обучающихся по специальности «Фармация». Большой вклад в организацию преподавания фармацевтической биоэтики внесли проф. П.В. Лопатин и доц. О.В. Карташова, разработавшие программу по дисциплине «Биоэтика» для специальности 040500 – фармация, создавшие первый учебник, электронную библиотеку по этой дисциплине, а также другое необходимое учебно-методическое сопровождение.

В Самарском государственном медицинском университете под руководством зав. кафедрой медицинского права и биоэтики проф. В.В. Сергеева создано учебное пособие «Фармацевтическая биоэтика» для слушателей системы последипломного профессионального образования.

Реализация приоритетной программы «Здоровье» и программы борьбы с социально значимыми заболеваниями невозможны без определения меры этической ответственности власти и бизнеса в области лекарственной помощи больным, а также без поддержки отечественных производителей ЛС, используемых для лечения социально значимых заболеваний. В настоящее время не определена дифференциация при оказании лекарственной помощи пациентам, имеющим разное социальное положение.

Важным вопросом является повышение экономической доступности ЛС, совершенствование рационального подхода в использовании бюджетных средств, направляемых на закупку ЛС, лечение больных социально значимыми заболеваниями.

Философия фармацевтической помощи

Лопатин Петр Вячеславович

Председатель НОФ Москвы, проф. ММА им. И.М. Сеченова, д.ф.н.

10 лет назад состоялась I Международная конференция «Фармацевтическая биоэтика». Это событие консолидировало ученых и преподавателей фармацевтических вузов, и, по сути, явилось датой становления нового раздела биоэтики – фармацевтической.

До 80-х годов XX столетия основные биоэтические проблемы разрабатывались биологами, медиками и философами. Международное сообщество в лице ВОЗ, Всемирной медицинской ассамблеи, Всемирной медицинской ассоциации и государств Совета Европы адресовали свои документы в основном биологам и врачам. В последнее время произошла дифференциация современной биоэтики на такие разделы, как биоэтика создания и клинических испытаний лекарств, биомедицинская этика, фармацевтическая этика, а также выделение раздела теоретико-философской биоэтики, что является новым этапом развития и преподавания этой дисциплины.

Насколько важно общественное мнение в фармации, видно из последних событий после принятия Федерального закона No 122 и последующих событий, связанных с программой ДЛО. Знание создания механизмов общественных отношений дает возможность целенаправленно определять взаимодействие партнеров в области обращения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.

С использованием достижений новых медико-фармацевтических наук – таких, как доказательная фармакотерапия, фармацевтическая бдительность, фармакоэкономика, фармакоэпидемиология, лекаристика, управление качеством фармацевтической продукции и фармацевтическая биоэтика, стала возможной выработка научно обоснованной и социально ориентированной фармацевтической политики.

Поэтому мы имеем полное основание поддержать инициативу Президента РФ В.В. Путина – обсудить проблемы обеспечения населения высококачественными лекарственными средствами, а также стратегию ВОЗ по разработке и реализации национальных и международных проектов в области лекарственного обеспечения различных групп граждан.

Конфликт интересов в деятельности современного провизора

Асеева Ирина Александровна

Доцент Курского мединститута

Провизор – кто он: работник здравоохранения или работник торговли?

Фармацевтическая деятельность отличается очевидной двойственностью, требующей объективной самооценки, которая зачастую приводит к довольно острым нравственным дилеммам. С одной стороны, провизор – медицинский работник с определенной ценностной шкалой, ориентированной на благо для конкретного пациента, и пониманием профессионального долга способствовать сохранению здоровья человека. Статья 1.3 Этического кодекса фармацевтического работника России (провизора и фармацевта) утверждает, что фармацевтический работник должен принимать профессиональные решения исключительно в интересах пациента. С другой стороны, провизор занимается коммерческой деятельностью и должен ориентироваться на законы, стараясь соблюсти биоэтический принцип «не навреди» и вместе с тем получить наибольшую прибыль.

Необходимо обозначить несколько проблем, связанных с моральными конфликтами в профессиональной деятельности фармацевтического работника.

Провизор – и медик, и коммерсант, в одном лице. С точки зрения коммерции, провизор всеми средствами пытается увеличить объем сбыта. В обществе потребления торговый бизнес часто не обременен этическими понятиями и ориентируется на принцип «хочу, чтобы был счастлив я, а не кто-то другой». При таком подходе продавец не озабочен тем, нужен ли действительно покупателю его товар, что количество лекарственного средства превосходит требования клиента, что срок годности ограничен и т.д. Все средства хороши, если приносят прибыль. Коммерческая деятельность представляет собой постоянное соревнование субъектов бизнеса в деловых качествах, в первую очередь, в информированности. Дезинформация относительно свойств и качества предлагаемой продукции, конечно, является нарушением правил торговли, но в условиях рынка это, зачастую, – единственный способ увеличения прибыли. Для провизора как медицинского работника, руководствующегося этическим принципом «делай благо для пациента», такой подход к торговой деятельности неприемлем. Вместе с тем все меньше производится лекарств непосредственно в аптеке, соответственно роль провизора сводится непосредственно к продаже готовых лекарственных форм.

Провизор и работодатель – не специалист отрасли

Все чаще мы встречаемся с ситуацией, когда в аптечной организации реализацией занимается провизор или фармацевт, а работодателем является человек без медицинского и фармацевтического образования. При очевидно разной системе ценностей более сильная позиция, разумеется, у работодателя. Поэтому провизору придется либо увольняться, либо принимать иерархическую шкалу ценностей работодателя, смещая акценты с профессионального информирования клиентов о лекарственных средствах разных ценовых категорий на продажу в первую очередь дорогостоящих ЛС.

Провизор и производитель лекарственных средств

Статья 1.4 Этического кодекса фармацевтического работника России призывает провизора, вступая в сотрудничество с производителями фармацевтической продукции и посредниками, быть беспристрастным, самостоятельным и свободным от экономического влияния со стороны нефармацевтов. Однако нередки случаи, когда фирмы-производители заинтересовывают аптечных работников в продвижении определенных групп препаратов, независимо от их качества. Если прослеживается такая явная тенденция, доверие к провизору падает.

Провизор и пациент

Больной в зависимости от своего состояния, интеллектуального развития и личностных особенностей может быть раздражителен, непонятлив, упрям, подавлен и озлоблен. Он может быть болен контагиозным заболеванием или зависим от наркотиков. Этика требует от фармацевтического работника единства самообладания и отзывчивости на проблемы человека, обратившегося за помощью. Не менее актуальной становится проблема защиты самого провизора, как физической и психологической, так и юридической.

Провизор и врач

Статья 3.3 Этического кодекса требует, чтобы фармацевтический работник работал в тесном контакте с врачом. Действительно, «содружество фармацевтического работника и врача, совместный выбор наиболее эффективных, специфических лекарственных средств и их лекарственных форм, дозы препарата, рациональной схемы лечения, способа применения, времени приема лекарственного препарата способствуют эффективному лечению».

В идеале функции врача и провизора должны дополнять друг друга. Врач обследует конкретного человека, ставит диагноз, контролирует процесс лечения; провизор, как специалист по лекарствоведению, подбирает наиболее подходящее лекарственное средство. На практике же врач часто пользуется отработанными и стандартными схемами лечения, часто не интересуясь аптечными новинками. С другой стороны, часть людей, не имея возможности получить качественную и своевременную врачебную консультацию, обращаются за помощью прямо в аптеку. А при безрецептурном отпуске провизор выступает в роли единственного консультанта. Следовательно, от уровня профессиональной подготовки провизора зависит выздоровление человека.

Врачебные ошибки и правильное к ним отношение провизора

С одной стороны, фармацевтический работник не должен молча исправлять неточность врача, не поставив в известность ни самого медика, ни пациента. Разночтения в рекомендациях врача и провизора вызовут ненужную нервозность и двусмысленность. С другой стороны, нелестное замечание о компетенции конкретного врача снизит уровень доверия к медицине в целом. Подобные ситуации требуют от провизора такта и твердости. Сейчас особенно актуальной является разработка этической концепции фармации в жестких условиях рынка. Такая концепция позволила бы решить несколько задач: выступила противовесом устремления коммерческих организаций любой ценой получить максимальную выгоду, защитила бы потребителей ЛС и поддержала бы нравственную доминанту в работе провизора.

Результаты исследований показали, что основной целью при посещении аптеки для большинства потребителей (71%) является излечение (то есть приобретение ЛС для лечения болезни), на втором месте (21%) – покупка (приобретение как ЛС, так и сопутствующих товаров) и на третьем – получение информации о лекарствах (8%).

За период с 2004 по 2006 г. отношение потребителей к фармацевтическому работнику изменилось. Если в 2004 году в среднем только 21% опрошенных отвечали, что советуются с провизором всегда, 73% – иногда, а 6% – никогда, то в 2006 году уже 43% потребителей ответили, что всегда советуются с провизором, 52% – иногда, 5% – никогда. Это говорит о росте доверия к фармацевтическому работнику со стороны потребителей ЛС.

Проведенный анализ предпочтений потребителей ЛС в отношении выбора аптеки по таким показателям, как «быстрота обслуживания», «внимательность к покупателю», «вежливость и общительность», «честность и порядочность» фармацевтических работников, показал, что за исследуемый период степень удовлетворенности потребителей вышеперечисленными показателями изменилась в лучшую сторону. Так, если в 2004 году данные показатели получили среднюю оценку от 3,7 до 3,9 баллов по 5-балльной шкале, то в 2006 году «быстрота обслуживания» была оценена в среднем на 4,4 балла, «внимательность к покупателю» – на 4,5 балла, «вежливость и общительность» – на 4,6 балла, «честность и порядочность» – на 4,5 балла. Кроме того, изучение зависимости оценок, данных потребителями, позволило сделать вывод, что необходимо более внимательно и вежливо относиться не только к покупателям преклонного возраста (старше 50 лет), но и к молодому поколению (до 20 лет), чтобы в будущем сделать их клиентами своей ФО.

По материалам III Конференции «Фармацевтическая биоэтика»

подготовила

Мария КОШЕЛЬ

Источник: http://www.mosapteki.ru/modules/articles/article.php?id=804

Категория: Мои статьи | Добавил: pharm-job (09.01.2009)
Просмотров: 4368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]